Главная » Писатели » Матвеев Анатолий Ермилович

Матвеев Анатолий Ермилович

writers

1934 год рождения. Известный партийный и государственный деятель, ученый-экономист, активный участник социально-экономических преобразований в Удмуртии и России  ХХ века, – человек  удивительной судьбы и творческих дарований.

В 2000 годы, будучи на заслуженном отдыхе, А.Е.Матвеев  обратился к литературному творчеству, чтобы рассказать современному читателю  «о времени и о себе».  Его необычно плодотворная, целенаправленная    и счастливая жизнь  стали объектом  его литературных рефлексий.  Автобиографические  книги Матвеева А.Е. на  русском и удмуртском языках  «Дорога к счастью» (2016), «Баня – чудо. Любовь, добро…» (2016), «Выжы ке юн, писпу но йон» (“Если корни крепки, то и дерево плодовито»  (2016)   войдут в историю литературы Удмуртии не только как документы времени, но и как своего рода «эгодокументы». Его рука потянулась к перу с тем, чтобы поведать читателю о замечательных представителях славного рода Матвеевых, целеустремленных и трудолюбивых, духовно богатых и щедрых на доброту и помощь. Каждая новелла в книге  – это превосходно сотканное полотно из человеческих судеб и событий, на котором и солнечный свет, и говорливые родники, и запахи трав, и ржаные караваи, хранящие жар  русской печки и тепло человеческих рук. Воспоминания А. Матвеева явились своеобразным способом подведения итогов. Автор желает выразить  слова благодарности родным и близким, людям, которые   помогали ему в детстве, во  взрослой жизни, в карьере, которая сложилась весьма  удачно. Глубокая любовь автора к своей родословной, его восхищение и преклонение  невольно передаются и читателю, который начинает испытывать чувство  достоинства и самоуважения, потому что сам является представителем этого же народа.

               Матвеев А.Е. достаточно ярко выразил потребность человека переходного,  пореформенного времени определить свое место в изменяющемся мире, определить те       духовные ценности, которые передаются из поколения в поколение и составляют генофонд этноса.  Автобиографический герой  воплотил в себе лучшие черты советской эпохи и постсоветского времени, выявляя общечеловеческое   содержание.  Его жизнь – это бег с  препятствиями, постоянная борьба, труд  за выживание, формирование в себе характера борца и победителя. «Человека создает его сопротивление окружающей среде» (М.Горький).  Проблематика конфликтов и характеров, характер повествования  позволяют определить жанровое своеобразие произведений Матвеева А.Е. как  автобиографический  роман, основанный на документах, архивных материалах, экономических расчетах,  личных воспоминаниях, включая  зарубежных поездки   и др. Автор  воспроизводит  семейное древо Матвеевых. Светом и любовью дышат слова, обращенные к деду и бабушке, отцу и матери, братьям и сестрам, другим родственникам. История каждого   из них запечатлена в новелле, скреплена в эпическом сюжете  единством авторской позиции.  «Дорога к счастью» — это первый в удмуртской литературе автобиографический роман воспитания, воссоздающий историю династии в новеллах. О специфике такого жанра литературовед Берковский  Н.Я. писал: «Роман воспитания дает через историю индивидуума историю рода».   «История рода очищается в биографическом романе через историю индивидуума, обновляется, юнеет через нее». 

      Автобиография всегда создается в свете глубинной внутренней мысли, отражающей взгляд автора на самого себя, поэтому она изначально заключает идею исповеди. Исповедальная доминанта текста служит показателем его искренности, «подлинности». Искренний тон повествования  как художественный прием  позволяет  высветить факты из  эмпирического биографического опыта автора, одухотворить их живой мыслью  и яркой образностью. Используемый в произведении фактический материал придает повествованию особую эмоциональную заразительность, а рассматриваемая проблематика, как правило, носит гуманистическую направленность. Присутствие  «Я» — повествователя  в структуре произведения является приемом активного выражения субъективного отношения к действительности.

     А.Матвеев стремится не просто рассказать о своей жизни в историческом контексте ХХ века, но запечатлеть те индивидуальные переживания, которые ими вызваны, назвать героев и антигероев,  кто помогал   в   становлении   его неординарной судьбы.  Для автобиографического романа «Дорога к счастью»   свойственны философские размышления и лирические откровения, здесь  присутствуют  и реалистические описания,      и фольклорно-мифологическая образность слова. Обращаясь к первородным слоям народного сознания, автор предстает  перед нами одновременно   хранителем национальных  традиций и современным человеком,  обладающим историческим мышлением и опытом государственного строительства. Для него в равной степени важны материальные и духовные ценности, составляющие бытие народа, забота о его социальных, духовных, национальных проблемах, дума о процветании.   Автобиографический герой смотрит и на себя,  и на родителей, и на народ,  всю прошедшую жизнь сквозь историческую     призму.  Эта призма, с одной стороны, разделяет читателя и героя, жившего в то время, а с другой стороны, соединяет, позволяя увидеть это самое «тогда» в ракурсе современности.  Непроизвольно получается так, что сам автор  воспоминаний     представлен множеством социальных ролей:  внук, сын, муж, отец, член правительства, министр,  хранитель национальных традиций, народной мудрости и связи поколений.   

     В основе  автобиографического романа  «Дорога к счастью»  – история 4-х поколений рода Матвеевых, насчитывающих более 90 кровных судеб по отцовской  линии.

Историко-архивные данные  проливают  свет на историю рода Матвеевых длиною почти в два столетия: «В селе Верхнее Асаново Алнашского района проживала семья потомственного крестьянина Ивана (1838 года рождения). Время появления первых  поселенцев в этих местах по преданиям около 400 лет тому назад. В те далекие времена алнашская сторона была покрыта дремучими лесами, в которых водилось много разной дичи и зверья, в изобилии произрастали ягоды, грибы, в реках водилась рыба, раки, в дуплах деревьев гнездились дикие пчелы, на лугах, опушках лесов – обильный сочный травостой. Предки Ивана, отца Матвея, переселились в эти края в поисках лучшей доли».

В автобиографической  книге большое место уделено одному из главных патриархов рода —   Алексею Матвеевичу.  Неординарная личность, он был  трудолюбив, правдолюбив, имел авторитет среди односельчан, за что избирали его старостой в своей деревне и Голюшурминской церкви, позднее – членом Можгинского ЦИК. В 1925 году Алексей Матвеевич Матвеев был избран делегатом Всероссийского съезда Советов, одним из первых крестьян-удмуртов был избран кандидатом в члены ЦИК СССР 111 созыва и ВЦИК РСФСР Х11 созыва, а также  членом комиссии по национальностям ЦИК СССР. Ему довелось работать в составе комиссии по национальной политике, помощником в приемной Калинина М.И.  Был председателем колхоза и  сельского совета,   знал взлеты  и падения,   дважды был судим  (по доносу односельчан), два раза исключали из партии  (на все имел свое мнение  и не всегда выполнял указания сверху). Несмотря на все трудности жизни, дед Алексей  не озлобился, не сломался, не ужесточился. При любой власти, при любой погоде он – крестьянин-земледелец, который вечно пашет весной, лелеет урожай летом, убирает его осенью и живет ожиданием зимой.       Все доброе, мудрое, ценное, заложенное в Алексее Матвеевиче природой, школой большой сложной жизни, перешло к его наследникам.   Он учил детей личным примером, ответственным отношением к делу, умением доводить его до конца, любовью к дому, глубоким уважением к уму. В его домашней библиотеке была республиканская и  союзная  периодика (газеты «Удмурт коммуна», «Правда»), справочная литература (« Сельский энциклопедический календарь»).

      Дед Алексей был руководителем   продвинутым, стремился вносить в  сельское  хозяйство новаторские методы  производства, поднимать производительность труда.   В  новелле «Картошка»  описан случай, как Алексей  Матвеевич съездил в Костромскую область за новым американским сортом семенной картошки «Лорх». «Два мешка посадили на колхозном поле под контролем агронома Евдокима Муратова, а один раздали нескольким колхозным передовикам. По паре килограммов досталось агроному и самому  Алексею Матвееву». 

Сын Алексея Матвеевича Ермил Алексеевич Матвеев – выпускник Асановского сельхозтехникума и  Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Работал  партийным работником и  профессиональным    журналистом,  редактировал газеты» Алнашский колхозник», «Удмурт коммуна», «Советской Удмуртия», позднее был  редактором издательства «Удмуртия»,  литературно-художественного журнала «Молот».    По роду своей деятельности был связан  с национальной интеллигенцией, работал с писателями, учеными, артистами, активно и охотно общался с ними в неформальном семейном кругу.  Корректно и по-деловому  вводил  Ермил Алексеевич сына Анатолия в мир городской культуры,  развивал заложенные природой    литературные способности. Интерес к удмуртской, русской и зарубежной классической литературе,  филологическая культура, унаследованный от отца  опыт работы над текстом  помогли  Анатолию Ермиловичу  написать книгу о своей родословной, которая, безусловно,  талантлива и  чрезвычайно  полезна не только потомкам, но и всему народу. 

     В книге  не описана  история жизни и карьерного роста отца, но концентрировано   внимание на    трогательных и нежных взаимоотношениях  родителей (новелла  «Несгибаемая любовь»). Любовь – важная составляющая в любой семье. Любовь выкристаллизовывается в трудностях.  История романтической любви  отца Ермила Алексеевича и матери Екатерины Семеновны   стала  основой сюжета   повести Ф.Кедрова     «Катя» (1940). Впрочем, сам будущий  писатель Филипп Кедров тоже был причастен к этой истории. Вместе с Василием  Азиновым  (секретарем  райкома комсомола) и Ермилом  Матвеевым (счетоводом-бухгалтером Алнашского сельпо)    он помог вызволить  из домашней тюрьмы  Катерину Малышеву, устроенную  ей поклонником Максимом. Благодаря сильной воле и выдержке она смогла вырваться из плена    и стать женой  любимого человека (Ермила). Эту реальную  историю, легшую в основу  повести  Ф.Кедрова  «Катя», читал  Ермил Алексеевич своим детям в течение 3 вечеров в романтической обстановке на лужайке у пруда, что придавало  «еще большую необыкновенность, сказочность моменту нашей семейной читки. Отец нам казался былинным сказочным мудрецом, пришедшим к нам из далекого армейского бытия и рассказывающим историю из неведомого прошлого».  Детям был преподан урок  преданности, верности, любви в семейных отношениях. Ведь одна из основных идей автобиографического  романа  – сохранить семью, найти формы и методы ее укрепления, продолжить для будущих поколений одухотворенное ее назначение, которое связано главным образом с воспитанием детей.  Родительская  любовь,  абсолютное доверие  к детям, а также личностные начала  (трудолюбие, любознательность) подталкивают представителей  династии  Матвеевых   к совершенствованию, самовоспитанию. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, — это счастливое детство, с добрыми воспоминаниями о матери и отце, бабушке и деде.  Оно осветит грядущие дни, будет хранить от искушений и угомонит в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский дом. 

       В 1934 году в селе Алнаши в семье Ермила Алексеевича и Екатерины Семеновны Матвеевых  родился сын Анатолий. Через некоторое время семья перебралась в Ижевск, а в 1941 году, в первый  день войны, отца призвали на фронт, и дети (их уже было четверо), вместе с матерью в годы войны жили в деревне Чумолё у деда в родном Алнашском районе, так было решено на семейном совете. Дед Алексей заменил им отца. Здесь прошли  счастливые годы  детства и отрочества,  становление его как личности.  Деревенское детство – это тот мир, в котором сохраняются чистота, свет, ощущение первозданности мира. Деревня Чумолё стала для автобиографического героя центром вселенной; каждый раз путь возвращения  в дом деда  воспринимается им либо как счастливое время, либо как этап преодоления сложности. «Детство часто держит в своих руках истину»  (Д.Рескил).

  Для современной российской литературы   характерно повышение интереса к документальности, стремление к воссозданию реального опыта, биографического  факта. Н.Л.Лейдерман, размышляя о течении современной литературы, названном «новый автобиографизм», включающем и мемуарно-автобиографические записки литературоведов  М.Гаспарова, А.Жолковского, А.Гениса, пишет, что эти произведения посвящены истории поединка личности с хаосом жизни, в данном случае – через построение родной современности как единственного, изнутри освоенного и наполненного субъективными смыслами и связями, только автору принадлежавшего отрезка истории и вечности».

     Современный этап развития удмуртской литературы также отмечен активным появлением произведений мемуарно-биографического характера: автобиографий, исповедей, портретных очерков и зарисовок, различных воспоминаний и др. Причем пишут не только профессиональные писатели, но и люди разных профессий, возрастов, вероисповеданий.     Анализируя  современную мемуарно-биографическую  прозу (повести А.Конюховой «Шудтэм шуд» («Несчастливое счастье» 1996); С.Пушиной-Благининой ( «Исповедь грешницы, или Я — удмуртка», 1996); К.Куликова «Улонын мар но уг луы («Что только в жизни не бывает», 1997); М.Г.Атаманова «Мой путьв в библию», 1999);  Г.Романовой «Жужыт-жужыт гурезе…» («Моя высокая-высокая гора», 2001»;  М.Иванова «Эшмед» («Повесть о моем роде из  Эшмеда», 2001), Т.Зайцева пишет: «Самопознание автора, художественное постижение им собственного духовно-биографического опыта и черт своей индивидуальности составляет неотъемлемое звено современной удмуртской литературы. Актуализация этой стороны литературы свидетельствует об оживлении и динамичном развитии личностного начала в составе национальной культуры». 

     Мемуарно-биографическая проза  А.Матвеева органично вписывается в контекст удмуртской литературы ХХ-ХХ1 веков.  В ней обнаруживаются также традиции  биографической прозы в русской и  европейской  литературах, для которых  характерна  общая система признаков:   внутреннее развитие героя, раскрывающееся в становлении с внешним миром; уроки жизни, получаемые героем в результате эволюции; изображение становления характера с детства до физической зрелости; активная деятельность главного героя, направленная на установление гармонии и справедливости; стремление к идеалу, гармонически сочетающее физическое и духовное совершенство; метод интроспективного изображения событий и допустимость ретроспекции и др.

    В структуре жанра   мемуарно-биографической прозы  всех времен и народов, как правило,  лежит обряд инициации (посвящения), первой частью которого является волшебная сказка. Согласно теории В.Проппа («Исторические корни волшебной сказки»),  в волшебных сказках  герой проходит 3 испытания, добывает 3 помощников, здесь  также присутствует мотив поиска коня, невесты и др. Модель волшебной сказки универсальна. О роли волшебной сказки, а также обряде инициации  в поэтике и семантике   удмуртского романа пишет А.С.Зуева в монографии «Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций».

        Жанрообразующая роль  обряда инициации придает автобиографическому роману А.Е. Матвеева черты  национальной  самобытности и оригинальности. 

     В удмуртских обрядах инициации, известных под разными названиями («Урвось», «Кулэм потон уй», «Эру карон», «Урбеч уллян»), зафиксирован переход индивида из одного статуса в другой ( число взрослых, брачноспособных, в мужской союз, круг жрецов, шаманов и др.).  Герой подвергается разным испытаниям, демонстрируя свою стойкость, сообразительность, приобретает магические силы,  добывает культурные блага, уничтожает чудовищ и др. В удмуртских обрядах инициации зафиксировано, как у 16-18-летних юношей проверяли умение мастерить, рукодельничать, а также физические и умственные способности. В статье «Быдэ вуэмез пусъён» (« Обряды совершеннолетия») Народный художник, этнограф  С.Виноградов пишет: «Вечером собирались в условленном месте (часто в лесу), разжигали костер. Старики совершали молитву. Затем была совместная трапеза. После ее окончания  устраивались различные игры, состязания, в частности, юноши перебрасывались друг с другом головешками из костра, подожженными вениками, прыгали через костер. Иногда Совет стариков перед костром проводил своеобразный осмотр юношей, их тела, насколько они физически стали мужчинами, а также проверяли силу их голоса: испытуемые, обратившись к лесу, кричали: «О-у-э!» (юноши должны были состязаться в силе эха). В соответствии с достоинствами каждому выдавали особые бирки – жетоны, которые они предъявляли по возвращению в деревню девушкам, а те угощали их кумышкой. Юноши шли по деревне из дома в дом, похваляясь  силой, иногда даже выворачивая столбы с воротами. Теперь, после обряда «Урвось», можно было жениться».   

           В деревне Чумолё Алнашского района  автобиографический герой      проходит  те или иные обряды, ритуалы, принимает участие в традиционных празднествах, гуляньях, приобщаясь к миру старших, гармонии    космоса и социума. Главным его воспитателем,  ментором выступает дед Алексей. 

      Завязка повествования (поэтический зачин) – представляет  семейную  сцену поучения, в которой герой получает наказ.  Алексей Матвеевич встречает прибывшую  из Ижевска многочисленную   семью сына Ермила   хлебом,   медом, с пожеланиями здоровья, трудолюбия и взаимной любви. Эта добрая встреча навсегда запечатлелась  в душе мальчика,  именно здесь он провел  лучшие годы  с 6 до 17  лет, постигая мудрости жизни.    

        Отчий край начинается с родного дома. Мальчик  был  покорен Домом  деда, его красотой и самобытностью. «Белые красивые наличники на окнах жилого дома, а на двух створках больших ворот и на калитке изображение солнца, вырезанное из широкой доски, в виде круга с радиально отходящими резными лучами, обрамленные деревянным кольцом, с множеством просверленных углублений, означающих мириаду звезд в поднебесной».

      Красота дома  обозначает  также полноту семьи как главной ценности в удмуртском социуме. Здесь жили несколько поколений Матвеевых, умножая материальные и духовные ценности. Усадьба воссоздает историю рода Матвеевых, каждое поколение принимало участие в его строительстве. Традиция сочетается с современной практичностью. «Старый дом был построен в 1895 году отчимом Яковым вместе с пасынками  Степаном и Алексеем; а новый дом Алексей построил вместе со своими сыновьями Ермилом и Афанасием». Старый и новый дома с другими постройками создавали замкнутый со всех сторон уютный дворик, наполовину заросший топтун-травой. Ворота дедовской усадьбы красиво и органично соединяли два его дома. Фасад домов выглядел единым архитектурным ансамблем». 

      В традиционной культуре дом — это важная составляющая в жизни человека. Представляя систему повседневного существования, дом играет немаловажную роль в приобщении человека к нормам и реалиям культуры и общества. «Дом, входя в систему окультуренного пространства, связан с эмоциональной стабильностью человека и  создает ощущение защищенности, устойчивости, укорененности. Наиболее существенной стороной в этом вопросе оказывается присущая традиционному сознанию оппозиция «свой-чужой», когда дом выступает выступает в качестве «своего», «родного» пространства, а все, что за его пределами, — «чужого», «враждебного» по отношению к человеку».

      В доме   деда мальчик почувствовал себя в безопасности от внешних житейских невзгод,  душевную гармонию  в сравнении    с  жизнью в  Ижевске  военной поры. Его удивляет  планировка  жилища и стили его украшения,  русская печка, национальная кухня,  практика питания и гастрономические предпочтения, высокая культура ведения домашнего хозяйства  – все это психологически достоверно воссоздает  жизнь как подлинную реальность, пережитую в личном опыте автобиографического героя.   Удмуртский   дом, его архитектура  становятся предметом рефлексий и умудренного жизненным опытом повествователя, который является современником не героев, а читателей, и отделен от них временной дистанцией. Он ближе других субъектов сознания к автору как носителю концепции всего произведения. Авторское сознание не проявлено грамматически, очевидна лишь доминантная установка прозаика на визуализацию пространственно-временных основ прозаического текста.   

 «Позднее,  будучи уже зрелым человеком, обустривая свое жилье в казенной квартире, строя свой домик на земле, я часто вспоминал, насколько разумно, практично крестьяне планировали использование пространства избы и по горизонтали, и по вертикали, с учетом необходимой практической целесообразности и экономии теплоносителей. Конечно, все это формировалось веками многими поколениями сельских мудрецов-строителей и передается от дедов к детям, от детей – к внукам». 

       Усадьба деда  Алексея представлена не в отдельности, а в единении с окружающим ее природным ландшафтом (огород, сад,  речка, баня, пруд, мельница, гора,  колхозные поля). Эта целостность создает понятие «родного места»,  сельского мира, малой родины,  с ними связано социально-нравственное самоопределение автобиографического героя.  В такой ландшафтной зоне    проходили сельскохозяйственные работы, многонациональные   народные праздники Гербер, Троица,   Сабантуй,  купание, рыбалка, творческие вечера-посиделки, мальчишеские разборки… Сельский мир, традиции народной  культуры с ее многовековыми устоями, богатой   обрядовостью и зрелищностью — это те истоки, которые формируют  систему поведения, мышления, ценностей, дают энергию для преодоления жизненных испытаний.

     Баня занимает особое место в системе  социокультурных ценностей удмуртов. Это сакрально-ритуальное место, где совершается таинство перехода ко всем важным этапам жизни человека. В этнографической работе Кузебая Герда «Человек и его рождение у восточных финнов» показано, как издавна удмуртские женщины рожали в бане, там  же происходил обряд наречения ребенка  первым именем « мунчо ним» («банное имя»). Баня используется в свадебном обряде, обряде кипанча (аналог          русского праздника Ивана Купалы), а также  в  хозяйственных, бытовых мероприятиях. Ведущая  роль  отводится ей в профилактике здоровья и лечении болезней.

      Баня играла огромную роль в семье Матвеевых, на ней выросла «маленькая семейная педагогика».  Об этом можно узнать в    книге  «Баня- чудо. Любовь и добро…», в которой  собран фольклор русского и удмуртского народов, а также литературные тексты о бане, некоторые из них проиллюстрированы  автором книги. Здесь   описаны семейные традиции, большие и маленькие  секреты, которые  преподали  А.Е.Матвееву   дед и отец. Банный день для них был вечером наслаждения не только парилкой, массажем и контрастными водными процедурами, но и радостью   вкушения элексира жизни – медовухи, овсяной томленки — из деревянных расписных ковшов-утятниц.   Рецепт  семейного  напитка, имеющего божественную силу, изложен  в  легенде   «Элексир жизни». Патриархальная  семья, представленная 3 поколениями, демонстрирует искусство наслаждения жизнью, счастьем взаимного общения и обогащения, процессом  формированием  родового мироощущения, добром и красотой.   

       В доме деда герой   проходит испытание трудом. Он усердно трудится на огороде, осваивает необходимое для жизнеобеспечения хозяйственно-бытовое ремесло. Именно у него, крестьянина-труженика, по-хозяйски, по-государственному относящегося к жизни, Анатолий приобщился к нелегкому крестьянскому труду, который на селе составляет основу жизни.   Дед научил внука всему тому, что умел сам. «Вся педагогика состоит в примере»  (Ф.Достоевский). С самого раннего детства деревенские мальчишки помогали взрослым и на колхозных работах, и на подворье (скот и птицу покормить,  сено заготовить на зиму). Помимо этого дед научил Анатолия  плести лапти, подшивать  валенки,  даже первые коньки и лыжи внук сделал под приглядом деда, они были деревянными и очень удобными.   Дед учил быть самостоятельным, активным, уверенным в себе, не ждать, когда кто-то для тебя сделает. Когда мальчику исполнилось 12 лет, дед сказал ему: «Пора самому зарабатывать на жизнь. Будешь из Голюшурмы почту носить». 3 года исправно носил Анатолий  газеты и журналы,  письма  и денежные переводы, посылки,  сочетая успешную учебу с  работой  колхозного почтальона. « Каждый день зарабатывал по 0, 75 трудодня, и выливались трудодни за год в 3-4 мешка зерна, пару телег соломы, сена, иногда – льняное масло».

      Шестикилометровая дорога из дома в школу была сопряжена  опасностями, препятствиями, страхами.  Однажды в зимнюю пору   он едва не стал добычей волков: спасли характер (никогда не сдаваться!) и самодельный факел.

    По мере взросления героя испытания становятся или превратностями судьбы,  или проверкой моральных качеств. 

        В новелле  «Сенокос» описано, как    во время  сенокосной страды   герой  впервые почувствовал и радость коллективного труда, и горечь первой неудачи. Ни  физическая закалка, ни сноровка, ни природный ум  на этот раз не помогли  ему выиграть поединок. 

    Анатолий возил  на быке траву к ферме на силосование (лошади были отправлены на фронт). Однажды в безветренную погоду бык пытался упрятаться от паутов и слепней, стал неуправляем. «Оглобли выскочили из хомута, бык освободился от телеги. Осью телега зацепилась о палисадник, разнесла решетки углового дома бабушки Орины.  Я держал вожжи, и бык меня сдернул с телеги с силосом и, пока я не выпустил вожжи, протащил меня по земле на пузе. Позор!».

     Дружески-ученическое общение со старейшинами деревни Чумолё  научило его не вешать носа при неудаче, а сделанные ошибки вовремя исправлять, начатое дело доводить до конца.      

    Проверкой моральных качеств и обретением нравственных  уроков    завершается также   поход за колхозным горохом.     Кто из деревенских детей не помнит романтические  походы, марш-броски   на   соседские огороды и/или колхозные поля, чтобы    попробовать  запретный плод, который всегда вкуснее?! Удмуртская пословица гласит: «Самой ческыт эмезь бускель бакчаын кисьма» («Самая лучшая малина зреет на соседнем огороде»).       «Горошины Чапаевские  крупнее и, вроде бы, слаще Чумолинских» — так решают два закадычных друга (Юра и автобиографический герой), отправляясь на операцию в соседнее село, предварительно обсудив маршрут похода и  исключив возможность быть  пойманным.   Но охранник из деревни Чапаевск  вскоре засек (обнаружил) колхозных воров, Юра  оказался в руках сторожа, а Анатолий  ловко скрылся   от погони,  но оказался в объятьях природных сил, которые его жестоко наказали.  «Я оказался в объятьях двухметровых зарослей крапивы на склоне лога в рубашке с короткими рукавами, с босыми ногами; на дне оврага – острая густая осока на кочках, камыши, меж кочками липкая вязкая трясина, на другом склоне опять крапивные заросли. За те несколько секунд продирания, удирания через лог я не заметил и не чувствовал, как сильно весь изжалился крапивой, изрезался осокой. Это я остро ощутил через метров двести от лога, где свалился, запутавшись ногами, в волнах пышного нескошенного ржаного поля».   Но не  физические  боли  беспокоили   подростка. Он  испытывал   чувство стыда и вины за  то, что друг   пребывал в неволе, а он  оставался  на свободе.  «Я до сих пор помню этот крапивный кошмар с осокой, подобные лога обхожу стороной. На чужой каравай рот не разевай».

     В романе «Дорога к счастью» — это единственный пример, где природа – не союзник героя, а его антагонист. Мотив доброго, родственного взаимодействия человека и природы оборачивается здесь своей противоположностью. В этой и другой ситуации Анатолий прощается с детством, взрослеет, утрачивает былую наивность, любопытство, ибо постигает загадки жизни, ее радости и страдания.

     А.Е.Матвеев – мастер лирического  пейзажа, в его прозе много образных символов, репрезентирующих флору и фауну малой родины. Летние пейзажи живописны, зрительно насыщены, пронизаны яркими красками. Буйная растительность, многоцветие  красок, звуков  –  все это  сигнализирует о восторженности, возвышенности  мировосприятия героя. Его  любимое время года – лето; именно летом он  полон    жизненной энергии,  радости бытия,  радости ожидания.   Образы цветущих лугов, засеянных зерном полей, зеленых лесных массивов,  игривого пространства реки Камы – все это ярко  представлено в новелле  «Сенокос», воспроизводящей один из важных  праздников удмуртского  аграрного календаря. 

    Последним испытанием – добываем коня – завершается первый (деревенский)  цикл испытаний героя.   Конь в сказках выступает как боевой товарищ и верный  помощник героя, который  добывает  его силой и хитростью.  Не такова роль  вороного жеребца по кличке «Крот» в жизни автобиографического героя, ибо мотив зооморфного помощника, явно присутствующий в романе «Дорога к счастью», приобретает здесь  реалистическую мотивировку. Еще  школьником-третьеклассником Анатолий  стал ухаживать за жеребцом,  а затем работал вместе с ним на колхозных работах.  За пять  лет дружбы ни разу не ударил его. Участвуя на   колхозном празднике  Сабантуй,  автобиографический герой  не раз успешно  выступал на любимом вороном жеребце. Получил главный приз,   обрел статус победителя, все признали в нем героя-наездника.

      Г.Никитина в книге «Удмуртская народная педагогика»  пишет: «По бытовым (практическим) крестьянским меркам достижение совершеннолетия было событием, имевшим важное общественное значение: появлялся новый взрослый член трудового коллектива и продолжатель рода. Поэтому короткий период молодого возраста отличается пристальным вниманием общины, строго следивший за ним» (10). Классифицируя  возрастные циклы в народной педагогике, Г.Никитина отмечает, что к 16-17 годам молодое поколение полностью было подготовлено к той жизни, которую предстояло вести в дальнейшем. Совершеннолетняя молодежь принимала участие во всех видах мужских и женских работ, соответственно  половым ролям. Парни вместе с молодыми мужчинами участвовали в бороньбе, пахоте, косьбе, вывозе сена и урожая с полей, молотьбе. Молодые и взрослые мужики готовили рабочий инвентарь, сеяли, сушили и укладывали хлеб в закрома. Совместными усилиями молодежи и взрослых производилось удобрение полей, заготовка дров, уход за лошадьми и т.п.». Теперь можно жениться. Фольклорист Д.Яшин пишет: «Положительный герой удмуртской волшебной сказки преодолевает все препятствия, всегда одерживает победу над своими врагами и достигает своей цели – получает руку царевны или сам становится царем».

     По  всем этим традиционно-народным представлениям и критериям   16-летний  герой повести «Дорога к счастью»  соответствует  статусу совершеннолетнего. В реальном  времени это совпало с отъездом из Чумоле в город Ижевск. Очередной раз  наставляя внука, дед Алексей сказал: «Хочешь стать инженером – поезжай учиться  в город». Началась новая серия испытаний, носящих не сказочно-фольклорный, а реалистический характер в условиях нового урбанистического топоса. Мотив борьбы за невесту занимает центральное место в серии городских испытаний героя.

     Тема Ижевска в удмуртской литературе довольно популярна. О городском феномене активно   пишут   современные поэты П.Захаров, Л.Орехова, Т.Чернова, Л.Тихонова, Э.Батуев, С.Матвеев, В.Шибанов, М.Федотов. Анализируя их творчество, А.Арзамазов пишет:  «Ижевск фактически никогда не был местом рождения, первых слов, первых чувств. Будучи вынужденным пространственно-экзистенциальным центром, он начинал влиять на самосознание удмуртского интеллигента, резонировать с его психологическими и социальными обострениями, неудачами (…) Поэты,  писатели, художники, ученые, живущие этнокультурными гуманитарными интересами, чувствуют значительное сопротивление среды, становятся заложниками неприятия ценностей, посылов, установок, определяющих творческую личность (…) Ижевск – город серой повседневности, рутинности, быт здесь подавил бытие».

       А.Е.Матвеева – представителя поколения советских людей   ХХ века —  изначально  не подавляет  индустриальность и «антиудмуртскость» Ижевска.   Он приехал, чтобы покорить  Ижевск – индустриально-техническую  столицу Удмуртии и живет по «реалистичным» законам этого города, вливаясь в рабочие массы. Напитавшись соками родной алнашской земли, он  энергично берется  за самые трудные  участки  заводской жизни.   Поступил на работу на завод «Ижсталь» грузчиком,   одновременно учится в школе рабочей  молодежи. После свободной деревенской жизни юноша почувствовал резкий контраст:  « В ночную смену на ходу засыпал, грузил горячие стволы  «горячие стволы противотанковых и авиационных пушек. Мы их еще не остывшими с обжиговых печей перегружали на тельферные поддоны и вывозили на склад и там разгружали вручную в штабеля. У печей жара, на складе, на улице прохладно, а зимой холодно».

     В таких условиях закалялась сталь. Герой не унывал.  Не боялся ставить перед собой новые задачи. Учился самостоятельности, воспитывал  в себе самодисциплину. Много занимался самообразованием.    В школе рабочей молодежи на фоне городских ребят  оказался «середняком». Нужно было много заниматься,  осваивать новые  формы и виды жизнедеятельности, которые предоставляла городская цивилизация.    В новелле  «Как отрок из деревни  покорял город» описано, как юноша занимался в аэроклубе и успешно сдал экзамены по полетам на учебном самолете.  «Осуществилась моя мечта побывать за штурвалом самолета и с неба на землю посмотреть, как птице в полете».  Удалось взять еще одну жизненную высоту. Главное – победа над собой.

    После  первых успехов, случившихся  в Ижевске, жизнь в городской среде приобретает положительный, романтический оттенок.  Организация здорового отдыха (коллективные велосипедные походы в Гольяны), взаимоподдержка и добрая  дружба с одноклассниками помогли  герою успешно закончить 10-й класс и поступить в Ижевский механический институт. Этому способствовало и то, что он   встретил свою первую любовь, покорил самую красивую и умную девушку – «ладушку-сероглазку» с  темнорусыми двумя косами – Римму Ковычеву, которая впоследствии стала его женой и музой.     Любовь   призывала к радостной восклицательности, ликованию,     повышала  градус страстей и страданий. В Русском драматическом театре  той поры (50-60-е годы ХХ в.)  существовала добрая традиция – до начала спектакля  играл оркестр, шли танцы. Слушая звуки вальса «Дунайские волны»,   герой понимает, что  он окончательно и бесповоротно влюблен. Очевидно, что для автобиографического героя любовь    имеет космическое, вселенское  значение.   

      В новелле «Гроза» гроза становится прочитываемым символом, сопровождающим любовные муки. Четверо молодых людей, оказавшись   в лодке на Ижевском  пруду, проходят испытание на физическую и моральную  прочность.  Молния, гром, стена дождя преображают природу, очищают от сомнений и страхов, дарят веру в скорое обретение  взаимной любви.

      Осваиваясь в новом жизненном пространстве, герой прежде всего замечает то, что способно дать энергию преодоления жизненных барьеров. Для него каждое пространство – степень духовного и физического роста, время напряженной внутренней жизни. Благодаря сильной мотивации,  преодолению  обстоятельств, правильному жизненному выбору, он формируется как личность, как гражданин.

    Активная самостоятельность героя определяет динамику сюжета романа.  В заводском коллективе герой получил рабочую закалку, первый опыт организации производства и создания материальных ценностей. После окончания Ижевского механического института его направили конструктором на Ижевский машиностроительный завод. В главе « Ижмаш. Комсомол»  описана работа в этом огромном, но удивительно организованном коллективе, которым руководил легендарный человек, выросший от мастера до генерального директора И.Ф.Белобородов.

      Вскоре заводская молодежь признала его своим лидером, и карьера быстро пошла в гору. Солидный    опыт комсомольской и  партийной работы, деятельность  в общественной и политической сфере,   накопленный багаж знаний  помогли впоследствии занимать важные государственные посты.          Матвеев А.Е. имеет ученую степень кандидата экономических наук,  около 20 научных статей в академических журналах, а также многочисленные публикации в республиканских СМИ по вопросам машиностроения,  ценообразования и социальной работы.   Это образованный человек нашего времени, органично вписавшийся в европейский контекст не только  государственной деятельностью,     но и литературным творчеством.

      Исследователь зарубежной литературы В.Пашигорев  отмечает, что  роману воспитания в немецкой литературе  ХУ111-ХХ вв. характерна философская идея  образования и формирования личности героя, интеллектуальная концепция («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете).               Французский «роман карьеры» показывает преимущественно процесс адаптации героя к неблагоприятным условиям общественной жизни и процесс его нравственной деградации («Красное и черное» Стендаля, романы О. де Бальзака, «Милый друг» Мопассана).

     «Английский роман воспитания, — продолжает  В.Пашигорев, — сосредоточивает свое внимание на социально-нравственных и нравственно-психологических вопросах, или, говоря словами Диккенса, на том, как «добро побеждает зло» (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса», роман Филдинга  «История Тома-Найденыша»).

        Автобиографический роман  А.Матвеева типологически тяготеет к  немецкой модели  романа воспитания с идеей просвещения и интеллектуального развития. Целеустремленный  герой  умеет  четко планировать и добиваться цели.  Он одновременно   и практик, и философ («Я рефлексирующий, но не комплексующий герой»; «Я не столько романтик, сколько приземленный прагматик»). Внутренняя сосредоточенность, рационализм в поступках, действиях, мышлении — характерные особенности  автобиографического героя А.Матвеева. Его генетически  предопределенная этничность, взаимодействующая с традиционной культурой, удмуртской картиной мира, не чужда германскому менталитету.

         Изучая  германский  образ мира («Weltanschauung»),  Г.Гачев в книге «Национальные образы мира» отмечает: «Немцы прославлены в народах как мастера: немец просто органически не может работать плохо. Труд осуществляет синтез между двумя главными элементами: земля и огонь. Индустрия — огнеземля. Форма, структура – это земля, прошедщая горнило огня. Бытие начинает мыслиться как мироздание. Дом, haus – универсальная модель для всего в германской ментальности. Всякое существо и вещь понимаются как структура».

    Родовая  усадьба  Матвеевых в деревне Чумолё  Алнашского  района – универсальная модель      удмуртской ментальности.  Продуманность планировки, практическая целесообразность и системность    архитектуры     свидетельствуют о рационализме мышления и высокой  художественной культуре, свойственной   представителям династии Матвеевых и  удмуртскому  народу в целом. Это строители, созидатели, мастера, художники,  мыслящие   прагматично и системно. 

     Изучение германского    «космо-психо-логоса»  приводит  Г.Гачева и  к таким выводам: « Германия – центр Европы и Северо-Западного континента Евразии. Ее призвание – быть мостом между Западной Европой и Восточной Европой. Это  евроазиатское призвание делает  Германию и Россию близкими и понятными друг другу и в культуре, и в типе психики – внутренне сосредоточенной, рефлексирующей. Недаром русские интеллигенты, любомудры Х1Х века, испытывали наибольшее влияние именно германской философии (Шеллинг, Гегель) и литературы (Гёте, Шиллер)… Да и марксизм к нам пришел из Германии».

         Но из Германии пришел  к нам и  фашизм.  В книге  «Дорога к счастью» автобиографический герой вспоминает школьные годы, которые совпали с  Великой отечественной войной. В новелле  «Ненавистный урок» описан характерный для тех времен случай —   школьники устроили забастовку против изучения немецкого языка — «языка оккупантов, уничтоживших тысячи городов и сел, убивших миллионы наших отцов, советских граждан». Ученики    требуют заменить его английским языком – языком  союзников. Директор школы Николай Петрович Кононов  убедительно рассказал, что немецкий язык – не язык фашистов, а язык великой германской нации, которая дала миру уникальную науку и культуру, образцы  технического прогресса, достижения в области медицины. Знание  немецкого языка нужно    для борьбы с фашизмом.  Велика роль советских разведчиков Н.Кузнецова и В. Карпова, которые стали Героями Советского Союза,   добывая «языки» — источники военной информации.

       Урок «ненавистного» немецкого языка  школьник   Анатолий Матвеев запомнил на всю жизнь, не раз убеждаясь  в таланте    голюшурминского педагога  разрешать непростые воспитательные  задачи, а также  в мудрости  его поучений.   Знание немецкого языка помогло ему получить высшее образование, а также продолжить обучение в аспирантуре.

      Изучение иностранных языков в постсоветском открытом пространстве построено на иной концептуальной основе.    Знание иностранных языков и культур – это не только средство вживания и погружения  в инонациональный мир, но и  форма самопознания и самосовершенствования.     Свою культуру ценишь больше тогда, когда знакомишься с другой культурой. Основа диалога культур – в укорененности в своей национальной культуре. Расширение коммуникативного пространства  помогает повышению самосознаний людей.   

      Будучи  министром социальной защиты Удмуртской Республики,   А.Е.Матвеев не раз выезжал за рубеж (Польша, Германия, Финляндия) с целью обмена опытом, и знание немецкого  языка существенно облегчало и помогало ему в высокой  дипломатической миссии.  Возглавляя  делегацию  Удмуртии в  деловой  поездке  в Германию в 1991 году,     А.Е. Матвеев  выявил  точки пересечения 2 миров —  баварско-немецкого и удмуртского —  прежде всего в области социальной защиты населения, которую он представлял. Разыскивая  среди немецкого «чужого» удмуртское «свое», А.Матвеев желает продемонстрировать включенность родной страны в общемировую цивилизационную парадигму, которую олицетворяет Германия. Благородная миссия, направленная на развитие сотрудничества в области социальной защиты ветеранов, стала началом расширения и укрепления дружественных, деловых и культурных связей между Удмуртией и немецким народом.   В Ратуше города Кульмбах,   Парламенте города Мюнхен шли переговоры о создании совместных российско-немецких предприятий и выпуску товаров народного потребления и другой гражданской продукции, используя  совместные прогрессивные технологии, инвестиции и опыт. Вскоре после окончания дружеского визита  в Германию в  Удмуртию стала приходить  гуманитарная помощь от общегерманской общественной организации «Арбайтервольфарте».  (Из статьи Матвеева А.Е. «Дома ветеранов, инвалидов в Германии и белый взгляд на страну»). Разумеется, успех поездки  не в последнюю очередь решил тот факт, что руководитель делегации владел языком той страны, которую он посетил.

     Литературное творчество Матвеева А.Е. говорит проникновенное слово в защиту родовых  семейных    ценностей,  духовности, настраивает на познание истории и современности. «Дорога к счастью» — первый  автобиографический роман в удмуртской литературе,  повествующий  о формировании семейной династии, о духовном   единстве поколений,  о том,  как быть успешным,   счастливым  в общении со старшим поколением и окружающим миром.    Насколько ты счастлив в семье, столько ты отдаешь людям, обществу.    Долг родителей – подготовить детей к жизни, любви, к любым испытаниям,  которые надо достойно преодолевать. Именно в семье формируется и крепнет правильное отношение к себе, ближним, а значит, и к своему народу, обществу в целом. Воспитание детей – дело гражданской важности.   

      Семья является отражением культурно-исторической  стороны жизни любого общества, и в то же время семья – это фундамент сохранения национальной культуры этого общества и важное условие социализации личности. Организация семейной жизни, принятые  системы и способы воспитания детей, поведенческий код семьи – мужчин и женщин, старшего, среднего,  младшего поколений, — все это необходимо для понимания социальной, культурной и этнической истории народов. У каждого народа сложились свои вековые семейные традиции. Не стал исключением и удмуртский народ, сформировавший богатую семейную  родовую культуру.

     Описание рода Матвеевых вобрало в себя обширный историко-социальный, культурный, бытовой материал. Здесь разные периоды жизни самого автора и его родителей, прародителей,   связь поколений  и времен, то, что причастно к вечности.  История  рода Матвеевых – это история формирования национальной элиты. Семейные родовые династии – достояние республики и народа.

       Автобиографические книги  Матвеева А.Е. можно назвать завещанием грядущим. Они обращены и к нынешним молодым, идущим вслед за автором книги, и к последующим поколениям жителей Удмуртии и России. Изучение творческого самосознания автора  выявило и степень правдивости, и степень нравственности, и степень художественности созданного им творения.  Пример  рода Матвеевых, от его основателя до множества детей, внуков и правнуков, которые стали  успешными  людьми и принесли   пользу стране   и народу,   —  уникальный учебник жизни для молодежи. Каждый из рода Матвеевых нашел свою дорогу к счастью. Им, выходцам из крестьянской семьи, помогли в этом мудрость народной педагогики, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, а также жизненный опыт и личная инициатива. Сама личность Матвеева Анатолия Ермиловича символична – он хранитель прошлого, связующее звено между прошлым  и будущим, ствол между  кроной и корнями. 

                Литература.
1. Арзамазов А.А. Удмуртская поэзия второй половины 1970-начала 2010-х годов: человек, природа, город Ижевск, 2016, с. 204.
2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973, с. 55.
3. Виноградов С.Н. Быдэ вуэмез пусъён (Обряды совершеннолетия) // Инвожо, 1994, с.22.
4. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998., с.121.
5. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998, с.127.
6. Зайцева Т.И. Современная удмуртская проза. Ижевск, 2007, с. 115-116.
7. Зуева А.С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. Ижевск, 2000, с.176-203.
8. Корман Б.О.Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992, с. 175.
9. Лейдерман Н.А. Историко-литературные циклы на «стреле времени»//Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения: Сб. науч.трудов. Вып.2  / ГОУ ВПО «Урал. гос. педагог. Университет». Екатеринбург, 2009. с.37-38.
10. Никитина Г. Возрастные циклы в народной педагогике удмуртов // Вестник Удм.ун-та, 1992, №6,    с.45.
11. Пашигорев В. Роман воспитания в немецкой литературе ХУ111-ХХ вв. Саратов, 1993, с. 57.
12. Пчеловодова Н. Образ дома в удмуртских  лирических песнях // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2017. т.11.Вып.1, с.36.
13. Яшин Д.А. Удмуртская народная сказка. Ижевск, 1965,с.16.
                А.С.Зуева-Измайлова, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей РФ, Финского литературного общества в Хельсинки, лауреат Государственной премии УР, почетный работник высшего профессионального образования РФ.